Под таким названием в центральной библиотеке открылась выставка, посвящённая храмам и монастырям, утраченным и действующим по всей территории нашей большой Тверской области.
C давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. В Древней Руси монастыри играли чрезвычайно важную роль как центры духовности, надежды и веры, милосердия, реальной духовной поддержки, как школа взаимоуважения и помощи друг другу, как очаги образования и учености.
С самого начала истории русских монастырей, они стали выполнять функции общественного служения. Так, в 1089 году сын Ярослава Мудрого, Всеволод Ярославич, основал для своей дочери Анны Андреевский монастырь, при котором существовала первая известная в истории школа для девочек. Анна обучала их грамоте и ремеслам.
Многие монастыри сочетали благотворительную и просветительскую деятельность. С давних пор существовал обычай обучать грамоте детей из окружающих монастырь селений.
Известный факт, что монастыри являлись центрами книжности и образования. С середины XIX века в монастырях началось массовое появление различных видов школ, а к началу XX века практически каждый монастырь имел школу или училище.
Просветительская деятельность монастырей в виде духовно-нравственного влияния на общество и его культуру внесло значительный вклад в развитие русской духовной культуры; своим христианским служением и аскетическим идеалом монастыри оказали влияние на формирование духовных и нравственных ценностей российского общества.
Монастыри были и остаются духовно-религиозными центрами исключительной важности, значимыми центрами служения, яркими очагами культуры, образования, религиозного искусства.
Храмы и соборы имели немного иное значение в русской культуре. Они, скорее, были призваны служить величественным выражением любви к Богу. Храмы строились по определённым строгим правилам, с любовью расписывались, украшались. Каждый храм посвящён какому-либо христианскому празднику или святому, день памяти которого называется храмовым (престольным) праздником. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящён своему святому или событию.
Многие годы богоборческой политики советской власти нанесли непоправимый урон духовно-нравственному, материальному и культурному наследию не только Русской Православной Церкви, но и русского народа в целом. Подавляющее большинство памятников церковной архитектуры уничтожены безвозвратно, но даже та маленькая часть, которая сохранилась, до сих пор привлекает, манит людей к себе, заставляя задуматься об ошибках прошлых поколений…
В каждый храм, при построеньи,
Бог по Ангелу даёт,
И находится в служеньи
В новом храме Ангел тот.
Он, бесплотный и незримый,
До скончанья века тут,
И, крылом его хранимы,
Люди Богу воздают
И молитвы, и обряды,
И причастий благодать –
Под его небесным взглядом,
Хоть его и не видать.
Даже если храм разрушен –
Кирпичи да лебеда, –
Воле Божией послушен,
Ангел будет здесь всегда.
И на месте поруганья,
Где безбожник храм крушил,
Слышно тихое рыданье
Чистой ангельской души.
И в мороз, и в дождь, и в слякоть
Все грядущие года
Будет бедный Ангел плакать
Вплоть до Страшного Суда.
Отрывок из поэмы Николая Мельникова «Русский крест»
Выставка посвящается 230-летию с начала строительства Казанской церкви и 115-летию завершения строительства каменной домой церкви святителя Николая в городе Весьегонске (утраченной в ходе создания Рыбинского водохранилища).
Подготовила к публикации Елена Щепетова,
библиограф центральной библиотеки,
помощник благочинного Весьегонского округа по работе с молодежью