Некоторые жители Весьегонского района, особенно на берегу реки Кесьма, не ведая, что творят, пытались «возрождать» так называемый праздник Ивана Купалы, приобщая к нему детей и подростков. А ведь уже из самого названия его сплывает наружу обман и невежество. Напомню: в данном случае «Иван» – это имя святого славного Пророка Предтечи и Крестителя Господнего Иоанна. Этот великий праведник, по заветам Христа, призывал людей хранить чистоту духовную, чтить Бога, не отступать от истины. Он делал все, чтобы оградить народ от тьмы язычества, которое неразрывно связано с адским миром, от богопротивного идолопоклонства. Подобное поклонение истуканам было широко распространено в докрещенской Руси (Крещение состоялось в 988 году), где одним из главных идолов был Купала. И вот в наше время, называя этого истукана кощунственно Иваном, именем святого, рождество которого отмечала тогда Святая Церковь, было организовано купальское богопротивное игрище под предлогом возрождения народной традиции.
Приемлемые народные традиции, к чьим истокам мы непременно должны возвращаться, – это те, в основе которых православная культура, правда, истина, подлинные духовные ценности, добродетели. Например, День семьи, любви и верности. Почему бы не провести было такое достойное мероприятие? Сегодня в школах ученики изучают Основы насчитывающей больше тысячи лет православной культуры. Они постигают именно добрые народные традиции, которые несут любовь, все прекрасное и светлое. А так называемая народная традиция купальского игрища, к тому же навязанная штучно, – это мрачное язычество, фальшь и, что самое духовно опасное, грех богоотступничества. Сегодня еще за ширмой «народные традиции» наблюдаются такие противоречащие основам Православия явления, как завивания березок, гадания (был случай, когда библиотекарь учила несовершеннолетних «узнавать» будущее). С таким же успехом к народной традиции недолго отнести любую языческую дикость.
Можно еще как-то, конечно же с болью, понять неправославных организаторов языческого шоу (им неведомы понятия святость, грех, страх Божий…), бегающих вокруг купальского костра некрещенных современников. Но когда, как известно, «праздновали» Купалу, участвуя в позорном игрище, крещеные, православные христиане, то это вызывает двойную тревогу и недоумение. К тому же было время поста, когда Церковь призывает к особой молитве и чистоте духовной и, что не менее важно, избегать увеселительных мероприятий. «Посредством поста утончается дух, приобретается чистота сердца и тела, и потому удобнее можно соединяться с Богом», – пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. «Пост начинается с воздержания – отказа от сытной и обильной пищи, развлечений» (Азбука веры).
Говорят, оправдываясь: было забавно, весело, радостно. Здесь ассоциативно вспоминается исторический факт, как в 1918 году у Богоявленского собора г. Весьегонска безбожники бросали в костер иконы и водили вокруг него хоровод. Им тоже было очень забавно, весело и радостно. Только тогда бросали в костер образы, а здесь остатки веры в Бога. А если бы оказались в руках иконы, кто его знает…
Ныне от костров остались только черные пятна. Вскоре они зарастут травой, исчезнут. Но никуда не денутся, если они не покаются, греховные пятна в душах участников купальского языческого игрища…
В дополнение к статье «Надеюсь: не ведали, что творили…»
Отдельные приверженцы языческого игрища Купалы вместо вразумления стали в сетях яростно защищать эту, как они говорят, народную традицию, ее «корни», чуть ли не выдавая это за православный обычай. Мои пастырские назидания для них стали «оскорблением», «голословными обвинениями». Еще раз напомню, что обращался я в первую очередь к крещеным, которые носят на груди православный крест, к чадам Святой Церкви, надеясь при этом, что и невоцерковленные, неверующие, прочтя, задумаются… Поэтому на этот раз не «голословно», а цитируя Священное Писание и Священное Предание, поведаю о «корнях» так называемого праздника Купалы.
Даже в современной его интерпретации присутствуют ритуальные прыгания вокруг костра, гадания. Но если углубляться в «корни», которые отстаивают сторонники язычества, этого позорного игрища, то картина предстанет и вовсе омерзительная. И так…
По поводу гаданий – неотделимого атрибута купальского игрища. В Священном Писании читаем Божье предостережение от этого тяжкого греха: «Не ворожите и не гадайте» (Лев. 19, 26). «Мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» (Втор.18, 9-13). Святитель Василий Великий: «Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. … Но если вы будете внимать гаданиям, будете недостойны расположения и милости Божией, и этим приготовите для себя многочисленные бедствия».
Теперь об отношении к так называемому купальскому празднику Православной Церкви.
В «Стоглаве» (сборнике решений Стоглавого собора 1551 года) осуждается разгул купальских празднеств, который возводится к эллинскому язычеству: «Еще же мнози от неразумения простая чадь православных християн во градех и в селех творят еллинское бесование, различныя игры и плескание против праздника рождества великого Ивана Претечи в нощи и на самый праздник в весь день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех, и по улицам обходя, и по водам глумы творят всякими игры и всякими скомрашствы, и песньми сатанинскими, и плясанми, и гусльми, и иными многими виды, и скаредными образовании, ещё же и пьянством» (Стоглав. Гл. 92. Ответ о игрищах еллинскаго бесования).
В средневековой Руси, — читаем на портале Православие.ru (один из главных сайтов РПЦ), — обряды и игрища этого дня считались бесовскими и запрещались церковными властями. Так, в послании игумена Спасо-Елиазарова монастыря Памфила (1505 г.) к псковскому наместнику и властям обличается языческое буйство жителей Пскова в ночь на Рождество Иоанна Предтечи:
«Зело не престала зде ещё лесть идольская, кумирное празднование, радость и веселие сатанинское… тому (сатане) я(ко)же жертва приносится всяка скверна и беззаконие богомерзкое празднование… стучат бубны и глас сопелий и гудут струны, женам же и девам плескание (ударенье в ладоши) и плясание и главам их накивание, устам их неприязнен кличь и вопль, всескверненые песни, бесовская угодил свершахуся, и хребтом их вихляние и ногам их скакание и топтание».
В 1723 г.. Перемышилький собор постановил запретить танцы и развлечения у купальского огня, как суеверный обычай. В памятках XVIII в. бесчисленное количество документов о запрете купальских обрядов. В 1719 гетман Скоропадский издал универсал «о вечерницах, кулачных боях, сборищах под Ивана Купала и проч.».
Здесь же очень полезно привести выдержку из авторитетного журнала Русской Православной Церкви «Фома»:
«Из сообщений историков и летописей… известно о зажигании костров, прыжках через них, плетении венков и спускании их на воду, а также совершении жертвоприношений, гаданиях и прочем ведовстве.
С точки зрения всех христианских конфессий участие в подобных мероприятиях однозначно является идолопоклонством, а следовательно тяжелейшим грехом, который по сути своей означает разрыв отношений с Богом. С печалью можно отметить, что на сегодняшний день множество россиян, относящих себя к православным христианам, с энтузиазмом принимают участие в языческих ритуалах в канун Рождества Иоанна Крестителя».
Вот такие «корни» этого так называемого праздника Купалы. Надеюсь, православные, которые, возможно, по незнанию были вовлечены в эти игры с купальским огнем, а точнее, с грехом, покаются и не станут больше участвовать в этом игрище. Хочется верить, что и невоцерковленные задумаются.
В конце статьи хочется ответить одной женщине, которая сказала, что это был хороший отдых, мол, собрались все вместе… Вызывает, мягко говоря, удивление и недоумение. А разве нельзя собраться также, скажем в православный праздник семьями после богослужения на берегу реки? Например, в отмечаемое 7 июля Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (без позорящих его имя ритуального костра, без венков и гаданий) или в прекрасный по своему содержанию праздник святых Петра и Февронии (8 июля), то есть в День семьи, любви и верности?
Конечно же никого ни к чему я принудить не могу и не собираюсь. Я священник и мое дело предостеречь от греха, что я и делаю. А вам, дорогие братья и сестры, выбирать или жить по-Божьему, или в грехе. Еще хочу обратиться к организаторам купальских игрищ. Не берите грех на душу, побойтесь Бога, если хоть немного в Него веруете.
Благочинный Весьегонского округа протоиерей Анатолий Симора
Чтобы вот так, язычеству в угоду,
Безбожно падал «божий» человек.
Не Иоанна, а Купалу чтя
В старинном храме, что стоит на горке,
Вечерню тихо батюшка ведет
И молится особо, с притчем только,
За поселковый приходской народ.
С иконы смотрит на пустую церковь
Святой Предтеча Божий Иоанн.
Огонь свечи, огарочной, уж меркнет,
Но нет и нет сегодня прихожан.
А в это время все они, с венками,
Вокруг костра танцуют у реки,
Купалу чтя вином и шашлыками,
Забыв про пост, канонам вопреки.
Вот подошло к концу богослуженье,
В тиши закрылись царские врата.
Лишь продолжалось ангельское пенье
Неслышно над престолом алтаря.
К толпе же той, ликующей купальской,
Донесся только колокольный звон,
Что прозвучал из церкви Бога, райской,
Как безутешный и тяжелый стон.
Протоиерей Анатолий Симора
(Читать — СТИХИ.РУ)
2019 г.